Методология формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №1 год - 2011


Евстафьева Е.М.,
к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского
учета РГЭУ «РИНХ»,
2982232@mail.ru

В статье рассмотрены особенности формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации. Особое внимание уделено взаимодействию отдельных видов информации (нормативной, бухгалтерской, аналитической и неучетной), используемой в процессе формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом.

Ключевые слова: собственный капитал, учетно-аналитическая система коммерческой организации, учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом, бухгалтерская информация, раскрытие информации.

При принятии управленческих решений от качества информации, формируемой в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации, в значительной степени зависят рыночная стоимость организации, эффективность управления собственным капиталом, темпы экономического развития и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников организации. Другими словами, чем больше размер собственного капитала используется организацией, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений.

Значительный вклад в исследование теоретических и методологических аспектов формирования учетно-аналитической системы и учетно-аналитического обеспечения управления бизнес-процессами внесли такие отечественные ученые, как П.С. Безруких, Н.А. Блатов, И.Н. Богатая, С.А. Бороненкова, Н.А. Бреславцева, М.А. Вахрушина, О.В. Голосов, В.Г. Гетьман, О.В. Ефимова, В.Р. Захарьин, В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, А.Н. Кизилов, В.В. Ковалев, О.И. Кольвах, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, Н.Т. Лабынцев, И.А. Маслова, Б.Г. Маслову, М.В. Мельник, Е.А. Мизиковский, С.А. Николаева, О.Е. Николаева, В.Д Новодворский, В.И. Петрова, Л.В. Попова, Н.И. Пономарева, В.Ф. Палий, Ф.Б. Риполь-Сарагаси, Я.В. Соколов, Н.А. Тычинина, Л.В. Усатова, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман и др.

Л.В. Попова, И.А. Маслов и Б.Г. Маслова считают, что учетно-аналитическая система в широком смысле – это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные, и использующая для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровне. Суть ее заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, проведении оперативного микроанализа, обеспечении непрерывности этого процесса и использовании его результатов при выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются для рационального использования в единой учетно-аналитической системе [6].

По мнению Н.А. Тычининой, учетно-аналитическая система предприятия состоит из четырех взаимосвязанных подсистем: информационной, учетной, аналитической и аудиторской. Базовой в учетно-аналитической системе является учетная подсистема, так как именно на основе ее информации строится анализ деятельности предприятия и аудит. Учетная подсистема обеспечивает постоянное формирование, накопление, классификацию и обобщение необходимой информации [7].

Л.Н. Никулина отмечает, что учетно-аналитическая система является важной органической частью процесса управления предприятием и включает следующие элементы:

  1. специальную методику (технологию) системных записей, объективно отражающих свершившиеся факты хозяйственной жизни предприятия, которая позволяет объединить их в единую модель: учет – анализ – аудит;
  2. аналитические показатели;
  3. аудиторские доказательства [5].

В составе учетно-аналитических систем Б.Р. Гареевым предложено выделять следующие элементы: планово-контрольные расчеты, планово-учетные регистры, аналитический разрез планово-учетных данных, оценка и анализ качества учетно-аналитической информации. Под планово-контрольными расчетами следует понимать сбор, обработку и агрегирование  информации в готовые к применению индикаторы (планово-контрольные показатели) управления. К ним следует относить расчеты норм, отклонений, интегральных целевых показателей. В конечном счете, исходные данные и результаты планово-контрольных расчетов свое отражение находят в планово-учетных регистрах. Планово-учетные регистры – это бюджеты, счета и отчеты, предназначенные отражать перспективную, оперативную и ретроспективную информацию соответственно. Аналитический разрез планово-контрольных данных – это детализация информации в разрезе объектов управления. Оценку и анализ качества учетно-аналитической информации, формируемой в системе бюджетирования, предложено проводить в виде управленческого аудита [2].

Л.В. Усатова под учетно-аналитической системой понимает комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, обеспечивающих процесс непрерывного целенаправленного сбора, обработки и оценки информации, необходимой для планирования деятельности, разработки, принятия и реализации эффективных управленческих решений [8]. В основе учетно-аналитической системы, по ее мнению, лежит системный подход, позволяющий рассматривать предприятие как сложный объект, состоящий из ряда подсистем – учетно-отчетной, аналитической и контрольной.

Следует согласиться с О.А. Зубаревой, которая считает, что каждая организация имеет свою индивидуальную учетно-аналитическую систему, структура которой определяется:

  1. информационными потребностями менеджеров;
  2. действующей нормативно-правовой базой в области бухгалтерского учета и налогообложения;
  3. иерархическими уровнями формирования информации (например, организация в целом, ее структурные подразделения и т. д.) [3].

На наш взгляд, учетно-аналитическая система коммерческой организации – это упорядоченная совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных элементов, позволяющих сформировать учетно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов коммерческой организации посредством сбора, регистрации, обобщения, анализа информации и осуществления контрольных действий в целях оценки рисков существенного ее искажения. Учетно-аналитическая система (УАС) коммерческой организации позволяет сформировать учетно-аналитическое обеспечение (УАО) управления бизнес-процессами на основе использования методик учета, анализа и аудита.

Учетно-аналитическая система коммерческой организации обеспечивает реализацию основных функций управления, в том числе учетной, аналитической, планирования, контроля, мотивации и регулирования для принятия эффективных решений на всех уровнях управления.

Модель учетно-аналитической системы представлена на рис. 1.

В зависимости от поставленной цели и спектра решаемых задач в рамках УАС функционируют различные подсистемы, в которых формируется учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами.

Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами коммерческой организации включает:

  • нормативную информацию;
  • бухгалтерскую (учетную) информацию;
  • аналитическую информацию;
  • неучетную информацию.

Учетно-аналитическое обеспечение детализируется в разрезе традиционно выделяемых объектов учета, важнейшим из которых является собственный капитал.

Под учетно-аналитическим обеспечением управления собственным капиталом коммерческой организации нами понимается синтез различных видов информации о собственном капитале, формируемой учетно-аналитической системой организации для принятия управленческих решений.

При формировании учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом должны приниматься во внимание основополагающие концепции капитала (концепции поддержания финансового и физического капитала, концепция сохранения и наращения капитала, концепции управления стоимостью капитала и пр.).

Основными принципами формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом являются:

  • системный подход;
  • вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
  • комплексный характер формирования управленческих решений;
  • учет специфических особенностей организации.

Учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом призвано не только обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал и собственников организации, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних пользователей – потенциальных инвесторов, кредиторов, налоговые органы, аудиторские фирмы и др.

На учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом влияет ряд факторов, к наиболее значимым из которых можно отнести:

  • организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т. д.);
  • размер коммерческой организации;
  • форму собственности (государственная, частная и т. д.);
  • принадлежность (российская организация, иностранная организация, с участием иностранного капитала и т. д.);
  • юридический статус организации (дочернее, зависимое, холдинг, МП и т. д.);
  • территорию функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования);
  • виды деятельности, предусмотренные учредительными документами;
  • отраслевую принадлежность;
  • выбранную организацией стратегию.

Все источники информации, используемые в процессе формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом, можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним источникам относится информация, формируемая внутри коммерческой организации, к внешним источникам – информация, формируемая за ее пределами.

В табл. 1 систематизированы основные источники информации о собственном капитале.


Как уже отмечалось, учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом включает четыре вида информации: нормативную, бухгалтерскую (учетную), аналитическую и неучетную. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Основой нормативной информации является нормативно-правовая база по учету собственного капитала коммерческой организации, состоящая из документов четырех уровней – законодательного, нормативного, методического и организационного.

Фундаментом УАО управления собственным капиталом является бухгалтерская (учетная) информация, на долю которой приходится более 75% финансово-экономической информации, включая ту, которую принимают во внимание при выработке стратегических и текущих управленческих решений. Как справедливо отмечает А.П. Бархатов, большинство организаций, ориентированных на рыночные взаимоотношения, испытывают вполне понятные потребности в бухгалтерской информации, потому что именно она в состоянии обеспечить нормальное функционирование предприятия [1].

Под бухгалтерской (учетной) информацией мы понимаем информацию, сформированную в системе бухгалтерского учета. В табл. 2 раскрыты основные виды бухгалтерской (учетной) информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Как видно из табл. 2, все виды бухгалтерской информации можно классифицировать по характеру информации, периоду формирования, типу принимаемого решения и ориентировать как на внутренних, так и на внешних пользователей.

Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна иметь две характеристики: значимость и достоверность, считают Б. Нидлз, Х. Андерсон и Д. Колдуэлл [4].

Значимость – это возможность повлиять на результат принятого решения, то есть информация должна иметь прогнозную ценность, обратную связь и быть своевременной. Прогнозная ценность информации означает ее полезность при составлении планов; обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания; своевременность – поступление информации к пользователю в нужное время.

Достоверность – представленную информацию легко проверить, и она должна носить правдивый характер.

Основным источником информации о собственном капитале служит бухгалтерская отчетность коммерческой организации. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» сформулированы и определены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые дают достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. К числу таких требований, в частности, относятся требования своевременности, непротиворечивости, полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Информация о собственном капитале содержится в следующих формах:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Если бухгалтерский баланс отражает структуру и состав собственного капитала на начало и конец отчетного периода, то отчет об изменении капитала дополняет эти данные раскрытием информации о причинах изменения собственного капитала.

Помимо бухгалтерской информации при формировании учетно-аналитического обеспечения собственного капитала, особое внимание должно уделяться неучетной информации, которая включает информацию, формируемую внутри организации в системах маркетинговой, финансовой, инвестиционной, операционной и бухгалтерской служб, а также информации, формируемой за пределами организации.

В целях повышения эффективности принимаемых решений в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации необходимо формировать систему мониторинга внешних факторов макросреды и внутренних факторов микросреды, которая позволит осуществлять не только сбор и анализ информации, но и прогнозирование.

Так, по данным аналитической информации можно определять показатели эффективности и интенсивности использования собственного капитала на основе использования следующих методик анализа:

  • рентабельности собственного капитала;
  • оборачиваемости собственного капитала;
  • эффекта финансового рычага;
  • доходности собственного капитала и др.

Для анализа неучетной информации могут использоваться следующие методы:

  • дисконтирование денежных потоков;
  • экспертные оценки (например, метод Дельфи);
  • экстраполяции;
  • логическое моделирование;
  • экономико-математическое моделирование;
  • системное прогнозирование и др.

Следует отметить, что аналитическая информация должна раскрываться не только для внутренних, но и для внешних пользователей.

В современной России акционерное общество – наиболее распространенная организационно-правовая форма для организаций крупного и среднего бизнеса. Раскрытие информации о его финансовом положении – обязательное условие хозяйственной деятельности акционерного общества. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст. 30) ввел понятие «раскрытие информации», под которым понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с законом.

Акционеры и потенциальные инвесторы благодаря именно этой процедуре получают информацию, необходимую для принятия взвешенного решения об объекте вложения инвестиций. Раскрытие информации также идет на пользу непосредственно самому акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат акционерного общества на привлечение капитала. Раскрываемая информация может быть полезна и для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники акционерного общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом. И, наконец, полное раскрытие информации акционерными обществами жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг рекомендовала акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, следовать положениям Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 28 ноября 2001 г. № 49).

Российский Кодекс корпоративного поведения содержит целый ряд рекомендаций по улучшению практики корпоративного управления в области раскрытия информации. В частности, Кодекс рекомендует перечень информации, в которой должны содержаться сведения о собственном капитале организации и которая должна быть представлена на годовом общем собрании акционеров:

  • годовой отчет общества;
  • баланс, отчет о прибыли и убытках;
  • рекомендации совета директоров по распределению прибыли, в том числе по выплате дивидендов.

Проведенное анкетирование ряда акционерных обществ, раскрывающих информацию о собственном капитале в Кодексе корпоративного поведения, показало, что на сегодняшний день далеко не все организации понимают важность данного инструмента. Можно выделить ряд недостатков в части раскрытия информации о собственном капитале в кодексах корпоративного поведения крупных организаций:

  • формальный подход к представлению отчетности;
  • отсутствие положений об информационной политике и дивидендной политике акционерных обществ;
  • во внутренних документах отсутствует информация о сделках, которые могут оказать влияние на рыночную стоимость акций акционерного общества.

Системное предназначение различного рода показателей учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом организации обусловливает необходимость не только понимания органичности учетно-аналитического процесса, но и методологии взаимодействия ее отдельных видов информации: нормативной, бухгалтерской, аналитической и неучетной.

Литература
1. Бархатов А.П. Международный учет : учебное пособие.– М. : Маркетинг, 2001.
2. Гареев Б.Р. Учетно-аналитическое обеспечение финансового бюджетирования : автореферат дис. … канд. экон. наук. – Казань, 2009.
3. Зубарева О.А. Формирование учетного обеспечения в сельскохозяйственных организациях // Бухгалтерский учет. – 2009. – № 3.
4. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета : пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – 2-е изд., стереотип. – М. : Финансы и статистика, 2004.
5. Никулина Л.Н. Формирование учетно-аналитической системы обязательств на промышленных предприятиях : дис. … канд. экон. наук. – Орел, 2002.
6. Попова Л.В., Маслов Б.Г., Маслова И.А. Основные теоретические принципы построения учетно-аналитической системы // Финансовый менеджмент. – 2003. – № 5.
7. Тычинина Н.А. Теоретическое обоснование содержания учетно-аналитического обеспечения устойчивого развития предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – № 2.
8. Усатова Л.В. Формирование управленческой и налоговой составляющей учетно-аналитической системы расходов в условиях неопределенности в период трансформации международных стандартов : автореферат дис. … д-ра экон. наук. – Орел, 2008.

04.06.2013

Также по этой теме: